Прокурор разъясняет

Об ответственности за нарушение законодательства о любительском рыболовстве

Согласно требованиям статьи 1 Федерального закона от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — ФЗ № 166) любительское и спортивное рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
За нарушение законодательства о любительском рыболовстве виновные лица несут установленную законом ответственность.
К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например, несоблюдение установленных запретов в отношении периода, орудий, способов лова и другие. Ответственность при этом может быть как административная (часть 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), так и уголовная (статья 256 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, лицо, причинившее вред водным биоресурсам, обязано возместить его в денежном выражении, рассчитанном в соответствии с таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их — исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов (статья 53 ФЗ № 166).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.11.2018 г. № 1321 утверждены новые таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Такса для исчисления размера вреда, причиненного таким видам рыб, как хариус, сазан, карп, щука, сом пресноводный, установлена в размере 925 рублей за каждый экземпляр, независимо от его размера и веса.

Право на обжалование результатов ЕГЭ

Процедура обжалования результатов ЕГЭ регламентирована приказом Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 7.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».
Апелляция о несогласии с выставленными баллами, в том числе по результатам перепроверки экзаменационной работы, подается в течение 2 рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету.
Участники ГИА или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательные организации, которыми они были допущены к ГИА; участники ЕГЭ или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, — в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.
Руководитель организации, принявший апелляцию о несогласии с выставленными баллами, передает ее в конфликтную комиссию в течение 1 рабочего дня после ее получения.
По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами конфликт-ная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов либо об удовлетворении апелляции и изменении баллов. При этом в случае удовлетворения апелляции количество ранее выставленных баллов может измениться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количества баллов.
Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию о несогласии с выставленными баллами в течение 4 рабочих дней, следующих за днем ее поступления в конфликтную комиссию.

О парковках автомобилей во дворах домов

С каждым годом количество автомобилей на дорогах растет, параллельно с этим растет дефицит парковочных мест. Вместе с тем на законодательном уровне до сих пор однозначно не решен вопрос о правилах парковки машин во дворах домов, что способствует нарастанию напряженности между жильцами.
Поэтому им необходимо знать следующее.
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Решение о том, как использовать общее имущество в целом, а земельный участок, в частности, принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ для принятия решения о введении всевозможных ограничений, например, установка ограждений, шлагбаумов на придомовой территории, использование такой территории для парковки транспортных средств, снос ограждающих конструкций, благоустройство территории с целью размещения площадок для парковки автомобилей, необходимо получить более 2/3 голосов.
Верховный суд РФ неоднократно указывал, что безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома принадлежит каждому собственнику, а не выборочно. Пунктом 4 статьи 37 Жилищного кодекса запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
К сожалению, разбирательства из-за парковочных мест во дворах нередко заканчиваются сообщениями в криминальной хронике, в связи с чем необходимо помнить, что автомобиль, принадлежащий другому лицу, является частной собственностью и охраняется законом.
Повреждение или уничтожение автомобиля влечет привлечение виновного к ответственности. Если причиненный ущерб незначительный, например, повреждение колеса, то сотрудниками правоохранительных органов составляется протокол по ст. 7.17 КоАП РФ, мера наказания — штраф в размере 300-500 рублей. За умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность по ст.167 УК РФ, наказание до2 лет лишения свободы.
При этом привлечение к уголовной либо административной ответственности не снимает с нарушителя гражданской ответственности, которая определена статьей 1064 Гражданского Кодекса РФ по возмещению причиненного ущерба в полном объёме.

О работе в ночное время

Согласно статье 96 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) ночным является период времени с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.
Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.
Продолжительность работы в ночное время уравнивается с продолжительностью работы в дневное время в тех случаях, когда это необходимо по условиям труда, а также на сменных работах при шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Список указанных работ может определяться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Законодателем установлен список лиц, которые не допускаются к работе в ночное время. К ним отнесены беременные женщины; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с Трудовым Кодексом и иными федеральными законами.
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.
Порядок работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Изменения в трудовом законодательстве  в связи с отменой СНИЛС

С 1 апреля 2019 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Одной из основных целей Закона является, в частности, исключение положения, предусматривающего необходимость выдачи пенсионным фондом свидетельства обязательного пенсионного страхования. Вместо этого предусмотрено наделение пенсионного фонда обязанностью информировать зарегистрированных лиц о результатах их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета путем направления уведомления, подтверждающего такую регистрацию, в том числе в электронной форме.
Соответствующие изменения (в отношении страхового свидетельства) внесены в ст. 65 Трудового кодекса РФ. Так, вместо страхового свидетельства работник должен будет предоставить документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа.
Часть 4 ст. 65 Трудового кодекса РФ изложена в новой редакции: «При заключении трудового договора впервые, работодателем оформляется трудовая книжка. В случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодателем представляются в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета».
В связи с тем, что положение ст. 65 Трудового кодекса РФ запрещает требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных законодательством, работодателям, закрепившим в локальных нормативных актах (например, правила внутреннего трудового распорядка) перечень документов, истребуемых при приеме на работу, необходимо внести в них соответствующие изменения, исключив обязанность по предоставлению свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

Отменена выдача гражданам страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования

Федеральным законом от 1.04.2019 г. № 48-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты, согласно которым с 1.04.2019 г. отменена выдача гражданам страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования (так называемая «зеленая карточка»).
С 1.04.2019 г. сведения, содержащие страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного отражаются в электронном документе, оформляемом Пенсионным фондом РФ.
В связи с этим, застрахованное лицо вправе получать в органах Пенсионного фонда РФ документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащий сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, который по выбору зарегистрированного лица может быть направлен ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением.
Согласно изменениям законодательства РФ, застрахованное лицо, поступающее на работу по трудовому договору или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано представлять работодателю не страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, как раньше, а документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством информационной системы «личный кабинет зарегистрированного лица».
Срок хранения органами Пенсионного фонда РФ документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в письменной форме составляет не менее шести лет, а указанных документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, — не менее семидесяти пяти лет.
Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданные до дня вступления в силу закона, сохраняют свое действие, обмену не подлежат.

Перенос отпуска по желанию работника

В соответствии со статьей 123 Трудового кодекса РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Согласно статье 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности работника; исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы; в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год.
При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется. Кроме указанных оснований переноса отпуска по желанию работника, дополнительные основания могут содержаться в коллективном договоре и иных локальных актах. Также допустим перенос отпуска по согласованию с работодателем.

Может ли работник отозвать свое заявление об увольнении по собственному желанию в последний день работы?

Согласно ч.4 ст.80 Трудового кодекса РФ до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Верховный суд Российской Федерации высказал свое мнение по этому вопросу: работник вправе отозвать заявление об увольнении по собственному желанию вплоть до окончания дня, которым оформляется прекращение трудовых отношений, независимо от режима работы организации, поскольку в ст. 80 ТК РФ не конкретизировано, когда заканчивается течение срока предупреждения работником работодателя о его намерении уволиться в том случае, если в последний день работы работник по каким-либо причинам отсутствовал на работе.

Какие требования предъявляются к перевозке детей?

Перевозка детей осуществляется перевозчиками в соответствии с Правилами организации перевозки детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 г. № 1177.
С 1 марта 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 30.10.2018 г. № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами», предусматривающий лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров автобусами. Это требование распространяется на все пассажирские перевозки, в том числе на перевозку детей. В настоящее время деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, подлежит лицензированию.
Юридическое лицо или ИП обязаны были получить лицензию на занятие данной деятельностью до истечения 120 дней со дня вступления в силу указанного Федерального закона от 30.10.2018 г. № 386-ФЗ, то есть до 29 июня 2019 года. По истечении указанного срока осуществление деятельности по перевозке пассажиров автобусами без лицензии является нарушением.
Лицензирование указанной деятельности будет способствовать повышению безопасности оказываемых услуг. Лицензионными требованиями, в частности, предусмотрено, что юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, обязаны:
-обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;
-обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом;
-обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств;
-организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств;
-обеспечивать проведение водителям обязательного предрейского медицинского осмотра.
Кроме того, с 1 июля 2019 года начали действовать требования, запрещающие перевозку детей в ночное время — с 23.00 до 6.00.

Уклонение от призыва на военную службу влечет уголовную ответственность

Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется на основании Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие, но обязанные состоять, и не пребывающие в запасе. При этом решение о призыве может быть принято только после достижения гражданином возраста 18 лет.
В статье 23 указанного закона за-креплены основания освобождения от призыва на военную службу, от исполнения воинской обязанности, а также перечень категорий граждан, не подлежащих призыву.
В случае незаконного уклонения от призыва, в соответствии с частью 1 статьи 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, лицо подлежит уголовной ответственности в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, либо лишения свободы на срок до 2 лет.
Уклонением от призыва признается неявка по повестке военного комиссара о призыве на военную службу в указанный срок без уважительных причин либо к месту сбора для отправки в войска, совершенная как в форме действия (получение подложных документов для незаконного освобождения от призыва, причинение себе телесного повреждения, симуляция болезни и др.), так и в форме бездействия (отказ от получения повестки военного комиссара, неприбытие на медицинское освидетельствование и др.).
Кроме того, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воин-ский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Ответственность за выплату работникам заработной платы в размере ниже МРОТ

Федеральный закон от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 25.12.2018 г.) «О минимальном размере оплаты труда» в ст. 1 установил минимальный размер оплаты труда, который с 1.01.2019 г. составляет 11 тысяч 280 рублей в месяц.
В ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
За неисполнение указанных выше правовых норм работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27. КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ — невы-плата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Для предпринимателей и руководителей предусмотрена также уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ — невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
Так, полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации,- наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

О мерах господдержки семей, имеющих детей

Родители, у которых в 2019 — 2022 годах родится третий (или последующий) ребенок, смогут погасить ипотечный кредит за счет господдержки.
Указанная господдержка установлена Федеральным законом от 3.07.2019 г. №157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
При определении права на господдержку не учитываются дети, не являющиеся гражданами РФ, а также дети, в отношении которых родитель был лишен родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление.
В рамках господдержки предоставляется возможность полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более 450 тысяч рублей.
Воспользоваться данной мерой господдержки можно однократно, в отношении только одного ипотечного жилищного кредита, направленного на приобретение жилого помещения, жилого дома либо земельного участка под его строительство.
Кредитный договор (договор займа) должен быть заключен до 1 июля 2023 года.
Реализация мер господдержки осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ»).
Порядок обращения граждан, а также перечень необходимых документов определяется Правительством РФ.

Гарантии для матерей (отцов), воспитывающих ребенка без участия отца (матери)

Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусмотрен ряд гарантий для матерей (отцов), воспитывающих ребенка без участия отца (матери).
Так, согласно ст. 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с одинокой матерью, воспитывающей ребёнка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребёнка в возрасте до 14 лет, а также с другим лицом, воспитывающим таких детей без матери (за исключением увольнения по отдельным основаниям, в частности в случае ликвидации организации, грубого нарушения работником трудовых обязанностей, представления им работодателю подложных документов при заключении трудового договора).
При этом на отцов, воспитывающих детей без матери, также распространяются гарантии и льготы, предоставляемые женщинам в связи с материнством, в частности ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, привлечения к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда (ст. 264 ТК РФ).
Помимо этого, работнику, имеющему трех и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по его желанию в удобное для него время (ст. 262.2 ТК РФ).

Ответственность за оскорбление власти в Интернете

В соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ от 18.03.2019 г. статья 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частями 3-5, которые устанавливают административную ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, государственным символикам и органам государственной власти.
Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел, которые обо всех случаях возбуждения вышеуказанных дел в течение двадцати четырех часов уведомляют органы прокуратуры Российской Федерации.
Максимальное наказание предусматривает административный штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административный арест до 15 суток.

Административная ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям

Федеральным законом от 29.05.2019 г. N 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 7.19 (самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти и газа) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, усиливающие административную ответственность.
Указанная статья дополнена частью 2, согласно которой за повторное самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дис-квалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В то же время, согласно ч.1 статьи 215.3 (самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность) Уголовного кодекса Российской Федерации, самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.